Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему? Этот вопрос волнует и школьников, и студентов, а особенно актуален он для девятиклассников в преддверии ОГЭ по русскому языку. Ведь сочинение на лингвистическую тему – один из этапов этого непростого экзамена.  

Лингвистикой называют науку, которая изучает языки. То есть логично предположить, что основной темой работы будут рассуждения о различных понятиях этой науки, например, о синонимах или антонимах, о частицах или знаках препинания, о наклонении глагола или о переносных значениях слов… Тем для рассуждения может быть великое множество, поскольку язык наш обладает неисчерпаемыми богатствами и обогащение своё не прекращает ни на минуту.

В КИМах ОГЭ по русскому языку сочинение на лингвистическую тему предполагает объяснение (в соответствии с заданными критериями) высказывания о языковом факте или явлении. Такие высказывания обычно принадлежат известным лингвистам,  писателям,  общественным деятелям, знаменитостям. Важно объяснить смысл высказывания (причём не на бытовом, а на теоретическом уровне), прокомментировать его, а затем привести примеры использования и определить роль тех языковых явлений, о которых идёт речь в высказывании.  Делается это на уровне конкретного текста.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

Основополагающие принципы и традиционные правила написания сочинений-рассуждений на лингвистическую тему можно представить в виде последовательных этапов.

• В первую очередь необходимо очень хорошо ознакомиться с предложенным изречением о языке и попытаться как можно лучше осмыслить его. Определите для себя, какие слова играют в цитате ключевую роль. Затем нужно понять основную мысль, которая была вложена в высказывание. Вспомните о свойствах конкретного языкового явления, постарайтесь соотнести собственный лингвистический опыт с содержанием цитаты.

• Далее необходимо сформировать вступление. Оно должно раскрывать общий смысл высказывания. Можно применять следующие выражения: автор характеризует, отмечает, сравнивает, ссылается, доказывает и прочие. Вступление стоит из нескольких предложений, можно использовать цитаты.

• Если первые два этапа вы проделали, можно двигаться дальше. Далее следует основная часть, которая считается одной из главных. Начать лучше с предложения, которое будет содержать фамилию автора текста, из которого предстоит брать примеры, например: «Обратимся к тексту писателя …». Затем раскрывайте значение на примерах или ссылайтесь на текст. Ваши размышления должны подтверждаться словами автора. Чтобы работа была сделана по всем правилам, нужно помнить, что примеров должно быть, как минимум,  два, и важно, чтобы они были из конкретного анализируемого текста. Кроме того, необходимо не только обозначить явление, но и указать, какую роль оно играет в тексте.

• Следующим этапом станет заключительная часть, которая должна содержать определенные выводы. Можно продублировать вступительную часть, используя другие слова и предложения. Часто в выводе используются слова: итак, таким образом, следовательно, подводя итог и прочие.

Соблюдая все эти требования, вы не только в теории поймете, как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, но и на практике выполните работу достойно.

This entry was posted in Советы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.