Каким должен быть язык сочинения

Язык сочиненияСредством и формой выражения содержания, смысла является язык сочинения, который выступает, по меткому выражению М. Горького, как «первоэлемент литературы». От выбора языковых средств и умения использовать их в определённых целях во многом зависит качество сочинения и, соответственно, его оценка.

Главные требования к языку сочинения: он должен быть правильным и хорошим.

В понятие правильности речи входит соблюдение существующих норм (правил) – орфографических, пунктуационных, грамматических – при употреблении языковых средств. Хорошая речь характеризуется следующими признаками:

  • она должна быть точной, логически последовательной, то есть определённо, стройно и точно выражать передаваемые мысли и понятия,
  • обладать богатством и разнообразием языковых средств,
  • быть образной и выразительной, то есть содержать умело подобранные и умело использованные художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнения и пр.,
  • в подборе и использовании языковых средств должны соблюдаться «соразмерность и сообразность», то есть соответствие содержанию и стилю изложения.

Можно назвать два основных условия, от которых зависит успех в использовании языковых средств при написании сочинений. Это, во-первых, основательные знания в области русского языка, умение практически пользоваться существующими языковыми средствами и правилами и, во-вторых, тщательная работа над языком написанного сочинения. Знания и умения достигаются путём кропотливого изучения русского языка и выполнения тренировочных упражнений, работа же над языком написанного сочинения предполагает свои условия и требования.

В этом отношении интересны и полезны рекомендации писателей, касающиеся творческого процесса и выражающие их отношение к языку как средству и форме выражения того, о чём собирается поведать писатель.

Много интересных мыслей на этот счёт было высказано, например, Л.Н. Толстым, который придавал огромное значение работе над языком своих произведений. Толстой писал в одном из своих писем:

«…Важно относиться как можно строже и критичнее к тому, что бежит на бумагу с кончика пера».

В другом письме он даёт совет одному из писателей:

«…Старайтесь избегать излишнего многословия: лицам второстепенным так же, как и второстепенным эпизодам, не должно быть отводимо более места, чем главным».

Ценным является совет писателя исправлять, совершенствовать написанное, добиваясь улучшения его языкового выражения:

«…надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. 3 – 4 раза – это ещё мало».

Редактирование текста и работа над ним и языком сочинения осуществляется в черновом варианте, где допустимы всевозможные исправления, зачёркивания и т.д.

При первом прочтении самим автором чернового варианта сочинения следует внимательно вникнуть в содержание и смысл написанного и лишь попутно отметить на полях встретившиеся языковые неточности, ошибки и т.д. Вторичное чтение черновика должно быть полностью посвящено работе над языком: исправлению возможных ошибок, уточнению слов, сокращению или улучшению структуры предложений и т.д.

This entry was posted in Советы. Bookmark the permalink.

Comments are closed.