Национальная индивидуальность. Сочинение по тексту Д. Лихачёва

Сочинение ЕГЭ по тексту Д. Лихачёва

Выдающийся учёный-литературовед и общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачёв в тексте, предложенном для анализа, рассматривает ряд важных вопросов. Главное внимание он уделяет проблеме отрицания национальной индивидуальности.

Затронутая автором проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в наше время люди проявляют агрессию и нетерпимость по отношению к тем, кто чем-то от них отличается.

Автор убеждён, что  человечество в основе своей едино.  В нашей  стране встречаются и сходятся самые различные народы.  Народы, проживающие на её территории, отличаются по своей численности, языку, национальным традициям, обычаям. Многообразие природных условий России способствовали формированию разнообразных этносов,  обладающих определённой территорией, системой поведения, элементами культуры.

Д.С. Лихачёв считает, что отрицать наличие национальной индивидуальности – значит делать мир народов очень скучным и серым. Без национальных особенностей страна «превратится в пустыню», а мы — в людей, «лишенных любви к родным местам и к собственному народу».

В заключение автор приходит к выводу, что  уникальность народа – в определенной совокупности общих и самобытных черт и в неповторимом их соединении. Какими бы разными не были народы, которые волею судьбы связали свою судьбу с судьбой России, в основе каждой народности лежит один общий человеческий идеал.

Трудно не согласиться с мнением авторитетного учёного  в том, что индивидуальные особенности народов побуждают нас любить не только народ, к которому мы не принадлежим, но в первую очередь свой собственный народ. Мы не должны быть националистами. Общаясь с представителями других культур и делясь с ними своим опытом, мы обогащаемся духовно. Национализм же совершенно бесплоден и ведёт к гибели. Разговоры о недостойных народах порождает страшные результаты – национальную ненависть и жестокость. Мы должны защищать свои и чужие культурные и национальные ценности. Справедливость данной мысли подтверждается целым рядом примеров из литературы.

В повести замечательного русского писателя Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показано духовное соединение двух мальчиков, русского и чеченца.  Ужасной смертью от руки чеченцев погибает Сашка – один из братьев–близнецов. На смену ему чудесным образом приходит Ахузур – чеченец, сверстник Кольки, который сблизившись с ним, по существу заменяет ему брата.  Так над ненавистью и жаждой мести возобладала братская любовь, которая помогла подросткам из детдома выжить в невыносимых условиях.

В романе Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» рассказывается о великом человеческом поступке в жестокое время нацизма. Главный герой немец Шиндлер организовывает бизнес в нацистской Германии, и, сделав узников еврейских гетто работниками своего завода, спасает их от верной гибели в концлагерях. Все заработанные деньги Шиндлер тратит на подкуп нацистских офицеров, охраняющих его фабрику. Деньги кончаются в тот момент, когда война заканчивается капитуляцией Германии. Шиндлер, как «нацист и рабовладелец», должен бежать перед наступающей Красной Армией. На прощание рабочие его фабрики дают ему письмо, объясняющее действия Шиндлера и дарят ему золотое кольцо (отлитое из зубов одного из заключённых) с надписью из Талмуда «кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

Каждый народ самобытен и уникален. Любовь  к своей стране и своему народу должна быть источником творческого созидания.  И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Любовь и есть истинный патриотизм, причём любовь не только к «своим», но и к тем, с кем нас соединила судьба.

Валерия Гумовская ©

This entry was posted in Сочинения ЕГЭ (русский язык) and tagged . Bookmark the permalink.

Comments are closed.