Положительный герой в романе «Война и мир»

Кем был Лев Толстой до написания «Войны и мира»? Известным в узких кругах писателем, который успешно дебютировал повестью «Детство» и потом закрепил успех «Севастопольскими рассказами». Но это была известность внутрироссийская. А при амбициях и потенциале Толстого он мог и имел полное право рассчитывать на большее. Но понадобилось время. Работа над «Войной и миром» растянулась на долгие шесть лет. Отдельные страницы и главы имели по несколько вариантов. Толстой чрезвычайно ревностно относился к написанному и редко когда был полностью удовлетворен им. Зато когда роман был полностью окончен и увидел свет – Толстого поставили вровень с уже знаменитыми западными романистами: Дюма, Бальзаком, Флобером и др. Пожалуй, впервые в мировой литературе появилось произведение, где бы сам исторический процесс осмыслялся так масштабно, где события русской истории были бы органично вписаны в контекст истории мировой.

Произведение Толстого занимает четыре увесистых тома, написано в жанре романа-эпопеи. Во многом именно поэтому оно является таким «густонаселенным». Литературоведы подсчитали, что всего на страницах «Войны и мира» живет и действует, рождается и умирает около ста персонажей. При этом вымышленные соседствуют с реально существовавшими. Персонажи, которые являются плодом вымысла автора, тоже появились не на пустом месте – у них, как правило, были прототипы в жизни. Разумеется, что и сюжетных линий в этом произведении не одна, а несколько. Мастерство писателя заключается в том, чтобы сводить их воедино в кульминационные моменты.

Кого принято называть героем? Человека выдающегося во всех отношениях. Того, кто совершил нечто, незабываемое всеми – просто людьми, народом, человечеством. В древности таковыми были полководцы и правители. В более позднее время – политики, ораторы, мудрецы, поэты и многие другие.

«Литературный герой» — понятие гораздо более широкое, нежели «герой» вообще. Мир литературных героев широк и разнообразен. В литературе классицизма возникло деление персонажей произведений на главных и второстепенных, на положительных и отрицательных. Только наиболее талантливые и одаренные писатели уже тогда понимали, что свести характер того или иного человека к плюсу или минусу невозможно – всё гораздо сложнее. Одной логикой объяснить слова и поступки человека нельзя – иначе жизнь была бы черно-белой и слишком предсказуемой.

Среди всего многообразия персонажей романа «Война и мир» за судьбами некоторых из них автор следит особенно пристально, с нескрываемой симпатией. Таковы князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Давайте посмотрим, может ли кто-то из них претендовать на роль положительного героя.

С князем Болконским мы знакомимся уже на первых страницах книги, где действие разворачивается в салоне Анны Шерер. Князю Андрею плохо, скучно и лишь присутствие Пьера изменяет его настроение к лучшему. Будучи профессиональным военным, он имеет своим кумиром Наполеона и всячески старается соответствовать этому идеализированному образу. На личном фронте дела не ладятся: с женой давно нет взаимопонимания, потом она умирает в родах, к родившемуся же сыну отцовские чувства у Болконского пока не просыпаются. Перелом наступает после тяжелого ранения, полученного во время сражения при Аустерлице. Князь Андрей всего лишь увидел небо и поразился его чистоте, простору, бескрайности. Тогда-то Болконский и понял, что все его желания, амбиции – вздор и пустота перед красотой и гармонией природы. Проходит время и Болконского возрождает к жизни любовь совсем юной Наташи Ростовой. И если бы не нелепая история ее несостоявшегося побега с опытным обольстителем Анатолем Курагиным, возможно, были бы они вместе. Однако Болконский разрывает помолвку, объявляет их отношения законченными, Наташа тяжело заболевает. В следующий раз им суждено встретиться только после судьбоносного для России Бородинского сражения. Ранение, полученное там князем Андреем, смертельное, но до кончины он успевает примириться с миром, с собой, с Наташей.

Иначе складывается судьба Пьера Безухова. Незаконнорожденный сын богатого вельможи, которого обманом женила на себе Элен Курагина, Пьер – чужой в светском обществе. Одно время он пробует искать утешение в алкоголе, но тщетно. Любовь к Наташе питает и он. Основные изломы судьбы ждут Пьера в ходе Отечественной войны 1812 года. На Бородинском поле он выглядит нелепо, комично, но смерть обходит его стороной. Затем тщетная попытка убить Наполеона и плен. Именно в плену Безухову помогает найти смысл жизни простой русский солдат Платон Каратаев, сторонник любимой толстовской теории о непротивлении злу насилием. Толстой награждает Пьера тихим семейным счастьем в финале романа. Он женат на Наташе, ездит на службу в столицу, семейство растет и прибавляется.

Таким образом, авторской волей умирает такой правильный и расчетливый князь Андрей, а недотёпа Пьер остается жить и обретает гармонию с собой и с миром. Почему же именно так? Причина смерти князя Андрея – вовсе не разорвавшаяся рядом с ним граната и его нежелание прятаться от смерти или секундное замешательство. Во время последней встречи с Пьером Болконский признается, что ему стало слишком тяжело жить, так как он стал слишком многое видеть и понимать из того, на что раньше были закрыты глаза. Так что дальше пути не было – оставалась только смерть, и она пришла за ним. В этом смысле назвать князя Болконского положительным героем затруднительно. То, что Толстой симпатизирует ему, несомненно. Но то же самое можно сказать и о Пьере. Оба они принадлежат к категории людей ищущих, сомневающихся, падающих, грешащих, но поднимающихся снова и умеющих признавать свои ошибки и заблуждения.

Часто пишут и говорят о Наташе Ростовой как любимой героине Толстого, о ее внешней красоте и духовном богатстве, о силе любовного чувства. Мало кто, честно говоря, дочитывает роман до конца – особенно это касается отступлений в четвертом томе, касающихся исторического процесса вообще и роли личности в истории в частности. И мало кто читает эпилог. Наташа в эпилоге – мать многочисленного семейства, самка, женщина, в фигуре и движениях которой появляются новые черты. Пьером она крутит, как хочет, по дому распоряжается умело. Это ли тот идеал, которого жаждет автор? Сомнительно. Наташа живет сердцем, и ждать другого от женщины вряд ли возможно. Как и осуждать ее за это.

Пожалуй, положительным героем романа выступают двое – фельдмаршал Кутузов, избранный главнокомандующим русской армией вопреки воле царя, но по воле народа и простых солдат, и уже упоминавшийся Платон Каратаев. Почему именно так? Кутузов уже стар, но мудр и проницателен. Он один из немногих военачальников, кому дано чувствовать ход истории и «дух войска», кто смотрит на несколько ходов вперед, кто решается на страшную жертву – оставление Москвы во имя спасения всей России. Платон же Каратаев демонстрирует то редкое для любого человека умение сохранять спокойствие и гармонию с собой даже в плену, даже в самых критических ситуациях. Недаром при описании внешности Каратаева Толстой так часто использует слово «круглый» — круглое лицом, полная фигура и др. Ведь круг – это законченная гармония.

Таким образом, проблема положительного героя, героя своего времени решается Толстым независимо от того, к какому сословию принадлежит человек, какое место в жизни он занимает. Куда важнее духовный потенциал личности, способность прийти на помощь нуждающимся, ободрить, вовремя сказать спасительное слово. Нет рецепта, как надо жить – каждый ищет смысл жизни самостоятельно. И хорошо, если все-таки находит!

П.Н. Малофеев ©

This entry was posted in Сочинения по литературе and tagged , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.