Продолжение пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Пьеса Островского "Гроза". Сочинение.Когда опускается занавес в театре или когда на экране идут заключительные титры кинофильма, а концовка не ясна, конечно, многим хочется продолжения, окончательной развязки судеб персонажей. А многие современные произведения искусства как нарочно или как назло имеют «открытые» финалы, они являются принципиально незавершенными. Мол, сами догадайтесь, что было дальше!

Пьеса «Гроза» — одно из самых знаменитых произведений А.Н.Островского. Сюжет нет смысла пересказывать. Самоубийство Катерины – это и кульминация, и финал. Еще одно примечательное событие – забитый и спивающийся Тихон впервые возвышает голос против матери и открыто обвиняет ее в гибели жены.

Вот и есть смысл немного пофантазировать, поразмышлять над тем, как сложились бы в дальнейшем судьбы основных персонажей «Грозы». Ведь уже не за горами была отмена крепостного права, а такое событие не могло не повлиять на старый уклад.

Итак, начнем с Тихона. Надолго ли его смелости хватит? Кабаниха ведь совершенно спокойно отреагировала на эмоциональный выпад сына, добавила, что «дома поговорим». А дома она полновластная хозяйка. К тому же пьющий человек уже себе не принадлежит. И пьет он, чтобы забыться, уйти от проблем. Так что будут еще у Тихона и пьяные слезы, и еще не одна истерика, но поменять что-то в своей жизни он не сможет. Сопьется окончательно и погибнет задолго до физической смерти. Он «вне игры».

Убежала из дома Варвара вслед за Ваней Кудряшом. Чем он ее соблазнил? Веселостью нрава, беззаботностью, легким отношением к жизни. Играть да петь мастак. А вот для того, чтобы строить отношения на серьезной основе, жить вместе, обзаводиться хозяйством – подойдет ли такой лихой парень? Варвара-то девушка себе на уме, она очень практична и расчетлива. И можно предположить, что нагуляется да налюбится, и бросит своего Ванечку, а сама начнет устраивать судьбу одна или с другим – таким же практичным и дальновидным. Под родительский кров Варвара больше точно не вернется – не для того убежала. Она готова и может жить собственным умом. Не то, что Тихон!

Романтик и изобретатель Кулигин, прототипом которого был провинциальный мастер-самоучка Иван Петрович Кулибин (даже фамилии, что нетрудно заметить, совпадают, разница только в одной букве) – что он может противопоставить «темному царству»? Ровным счетом ничего, кроме слов и разговоров. Да, он наблюдателен, оценки его острые, меткие и точные, но что толку? Сколько таких мастеров сгинуло в российской «глубинке», погибло от водки и от непризнания! И ему не вырваться никуда…

Савёл Прокофьевич Дикой – что ждет его? Отмену крепостного права он воспримет как катастрофу, и подняться вновь уже не сможет. Конечно, еще будет пытаться куражиться, издеваться над окружающими, но за всеми его угрозами и криками – натура слабая. Дикой боится тех, кто может дать ему отпор. Пока таких вокруг мало, только Кабаниха. А ведь появятся! На смену купцам шла буржуазия. И первые буржуа уже ни с кем не церемонились. Так что, скорей всего, отойдет всё состояние Дикого какому-нибудь тогдашнему «новому русскому», а сам Савёл Прокофьевич окажется на обочине жизни, за ненадобностью. И поскольку он тоже питает слабость к «зеленому змию», то окажутся они в кабаке рядом с Тихоном, и будут сшибать копейки на то, чтобы опохмелиться… Незавидная доля, ничего не скажешь!

Наконец, Кабаниха. Она в пьесе единственная остро предчувствует, что старой жизни приходит конец. По ней отмена крепостного права тоже ударит, но поможет характер – сильный, властный. И пока есть здоровье, Кабаниха сможет вести вполне безбедное существование. При ней останутся слуги, потому что они другой жизни себе и не мыслят. При ней и Тихон – вечный мальчик для битья…

Вот каков примерный сценарий продолжения пьесы «Гроза». Осталось только написать сцены и диалоги…

П.Н. Малофеев ©

This entry was posted in Сочинения по литературе and tagged . Bookmark the permalink.

Comments are closed.