Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство».
Знаки препинания открывают огромные возможности для передачи на письме тончайших оттенков смысла и интонации, нередко создавая неповторимый авторский стиль, что стало возможным благодаря чёткой системной организации русской пунктуации. Думаю, именно это имела в виду Н.С. Валгина.
Для подтверждения точки зрения лингвиста обратимся к тексту Альберта Лиханова. В конце двух предложений (18 и 32) стоит вопросительный знак, роль, которого в данных высказываниях, однако, разная. В предложении 18 содержится вопрос, не требующий ответа, то есть риторический. «А кому в детстве не хочется быть постарше?» — даже не спрашивает, а утверждает рассказчик. А вот в предложении 32 этот пунктуационный знак служит для передачи вопроса учительницы школьникам.
Неодинаковую смысловую нагрузку несёт в различных предложениях текста и восклицательный знак. В предложении 1 (во вставной конструкции) он передаёт детскую радость: школьники получили настоящие справки и теперь могут записаться в библиотеку. Восклицательными по интонации являются и предложения 21 — 31. Они характеризуют эмоциональное состояние учительницы, которая стремится донести до своих подопечных информацию о записи в библиотеку. Передать взволнованность Анны Николаевны помогает в этих предложениях и синтаксическое средство — парцелляция.
Итак, анализ пунктуационных особенностей текста Альберта Лиханова подтверждает мысль Н.С. Валгиной о том, что в системе знаков препинания «таятся большие возможности для пишущего».
Текст Альберта Лиханова