У каждой части речи свои достоинства. Сочинение в формате ГИА.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства» (задание открытого банка ФИПИ). 

Каждая часть речи в русском языке, обладая определённым набором морфологических и синтаксических признаков, играет в тексте свою особую роль. Думаю, именно это имел в виду А.М. Пешковский.

Чтобы подтвердить точку зрения лингвиста, обратимся к тексту Анатолия Алексина. Героини рассказа — девочки-подростки. Маша Завьялова — пример для подражания: хорошо учится, пишет стихи, играет на гитаре. Но главный её талант — отсутствие однообразия. Даже выражение лица девочки постоянно меняется: «…она и им распоряжалась без натуги». В данном предложении (9) девочку помогает охарактеризовать глагол «распоряжалась». Это метафора, благодаря которой читатель как будто видит Машу и даже общается с ней. В то же время форма прошедшего времени глагола указывает на то, что действие происходило до момента речи.

В языке важны не только самостоятельные части речи, но и служебные. Не стал исключением и текст Анатолия Алексина. Так, модальная частица «даже»  вносит в предложение 14 дополнительный оттенок  — усиление. При этом становится более выразительной характеристика другой девочки — Ляли.

Таким образом, справедливость высказывания А.М. Пешковского очевидна: «у каждой части речи свои достоинства».

 Текст Анатолия Алексина

 

This entry was posted in Сочинения ОГЭ and tagged , . Bookmark the permalink.

Comments are closed.